Несколько сложны из-за отсутствия необходимых документов является вопрос о времени получения Грузинской Православной Церковью автокефалии.
Известный греческий канонист ХП столетия Антиохийский Патриарх Феодор Вальсамон, комментируя 2 правило II Вселенского Собора, говорит: «Архиепископа Иверского почтило независимостью определение Антиохийского собора. Говорят, что во дни господина Петра, Святейшего Патриарха Феополя, т.е. Великой Антиохии, было соборное распоряжение о том, чтобы Церковь Иверская, подчиненная тогда Патриарху Антиохийскому, была свободной и независимой (автокефальной)» (Правила Вселенских Соборов. М., 1077, ч. 1, с. 86).
Эта неопределенная фраза Вальсамона понимается по-разному.
Одни склонны думать, что определение было при Патриархе Антиохийском Петре П (V в.), другие — при Патриархе Петре III (1052-1056). Отсюда и объявление автокефалии относится к различным периодам. Напр., Местоблюститель Московского Патриаршего престола митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен в своем послании от 10 августа 1970 г. на имя Патриарха Афинагора (переписка по случаю дарования автокефалии Православной Церкви в Америке) пишет, что самостоятельность Церкви Иверии «была установлена ее Матерью-Церковью Антиохийской в 467 году (о чем смотри толкование Вальсамона на 2 правило Второго Вселенского Собора)» («ЖМП», 1970, №9, с. 07; и «БСЭ» 1952. Т. 13, о. 100). Бывший Предстоятель Элладской Православной Церкви Архиепископ Иероним по вопросу о времени учреждения автокефалии Грузинской Православной Церкви склонен думать, что сначала в 556 г. было временное решение этого вопроса Антиохийским Синодом, а затем лишь в 604 г. это решение было признано прочими Патриархами. «Тот факт, — пишет он, — что автокефальный статус Церкви Иверии не был признан всеми остальными Святыми Церквами вплоть до 604 г., является очевидным свидетельством, что решение Антиохийского Синода было ничем иным, как предложением по данному вопросу и временным одобрением, без которого однако отделение какой-либо части юрисдикции Патриаршего Престола никогда бы и не было объектом попыток. Во всяком случае мы согласны с мнением, что решение Синода в Антиохии и признание остальными Церквами автокефального статуса Церкви Иверии, неоправданно запоздалое по неизвестным причинам, представляются исторически совершенно неясными» (Послание Архиепископа Иеронима Местоблюстителю Московского Патриаршего Престола Митрополиту Пимену от 23 марта 1971 г. Цит. по книге: Русская автокефалия и Православие в Америке. Оценка проблемы. Изд-во «Ортодокс обсервер пресс». США. Нью-Йорк. 1072. Пер. с англ. Машинопись, с. 84).
По данным календаря Элладской Православной Церкви на 1971 г. («Имерологион тис Экклесиас тис Элладос», с. 540), автокефалию Грузинской Православной Церкви провозгласил VI Вселенский Собор, а «с 1010 г. глава Грузинской Церкви носит следующий титул: Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всей Грузии. Первым Католикосом-Патриархом был Мелхиседек 1 (1010-1045)». А архиепископ Брюссельских и Бельгийских Василии (Кривошеин) заявляет: «Грузинская Православная Церковь, находившаяся в зависимости от Антиохийской Патриархии, начиная с V в., Автокефальная с VIII в., ставшая Патриаршей в 1012 г., причем с тех пор ее глава имеет традиционный титул «Католикоса-Патриарха», была лишена автокефалии в 1811 г. односторонним актом Российской императорской власти после того, как Грузия была включена в состав России» («ЖМП», 1965, № 7, с. 43).
Грузинские церковные деятели (епископ Кирион — впоследствии Католикос-Патриарх, иерод. Илия- ныне Католикос-Патриарх) свидетельствуют, что до 542 г. Мцхетско-Иверские (Мцхет — древняя столица Грузии) Предстоятели утверждались в своем звании и сане Антиохийским Патриархом, но с этого времени Иверская Церковь грамотой греческого императора Юстиниана была признана автокефальной. Это было сделано о согласия Константинопольского Патриарха Мины, а также всех остальных восточных первоиерархов, что было утверждено и особым определением VI Вселенского Собора, который постановил:
«Признать Мцхетскую Церковь, в Грузии, равной по достоинству и чести со святыми апостольскими кафолическими и патриаршими престолами, предоставив Иверскому Католикосу быть равным Патриархам и иметь начальство над архиепископами, митрополитами и епископами во всей грузинской области…» (см. Е.К. Краткий очерк истории Грузинской Церкви и Экзархата за XIX столетие. Тифлис, 1901, о. 17-18 и иерод. Илии Шиолошвили. Грузинская Церковь и попытки подчинить ее Римскому престолу. «Православная мысль». Прага, 1959, № 1, с. 42).
Священник К. Цинцадзе, специально занимаясь решением вопроса об автокефалии своей Церкви, как бы обобщая вое изложенное, утверждает, что Грузинская Церковь была почти самостоятельной еще со времен царя Мириана, но полную автокефалию получила лишь в XI веке от собора митрополитов, епископов и знатнейших антиохийцев, созванного Патриархом Антиохийским Петром III. Бот его слова: «Собор под председательством Патриарха Петра приняв во внимание то, что:
а) Грузия «просвещена» проповедью двух апостолов,
б) она со времени царя Мириана управлялась почти самостоятельными архиепископами,
в) начиная от дней царя Вахтанга Горгаслана (+ 499) она получала из Византии Католикосов на правах тех же архиепископов,
г) со времени царя Парсмана VI(+ 557) Католикосы выбирались уже в Грузят из природных грузин и только рукополагались в Антиохии,
д) от дней Анастасия священномученика(+ 610) Католикосы рукополагались уже в Грузии, что, однако, не повлекло за собой особых беспорядков,
е) со времени Патриарха (Антиохийского. — К. С.) Феофилакта (+ 750) грузины получили формальное право ставить себе Католикосов соборами своих епископов в Грузии и что грузинских Католикосов беспокоило главным образом вмешательство патриарших экзархов и игуменов в дела их Церкви», наконец, учитывая также и то, что «современная Грузия представляет 13 себя единственное православное государство на Востоке (при том достаточно могущественное и благоустроенное), почему она и не желает терпеть над собой посторонней опеки… предоставил Грузинской Церкви полную автокефалию».
«Ни один из последующих Патриархов Феополя, — заключает свящ. К. Цинцадзе, — не оспаривал этой: самостоятельности у Грузинской Церкви и она, начиная с одиннадцатого века (1053 года точнее), пользовалась этой. самостоятельностью беспрерывно вплоть до 1011 года» (свящ. К. Цинцадзе. Историческая: справка по вопросу об автокефальности Грузинской Церкви. Тифлис, 1906, о. 91-93; 102. Ср. его же. Автокефалия Церкви Грузинской. Историчеокий: очерк IУ-ХI в. Тифлис, 1905, с. 30-31).
Последнее слово по вопросу о времени получения автокефалии Грузинской Церкви принадлежит митрополиту Сухумо-Абхазскому Илии. В упоминавшемся выше письме от 18 августа 1973 г. он говорит: «Автокефалия — это сложный вопрос и требует большой кропотливой работы с рукописями, большая часть которых еще не издана в печати. История Грузинской Церкви говорит о том, что официальный акт дарования Грузинской Церкви автокефалии относится к середине У века Ко времени первосвятительства Антиохийского Патриарха Петра II (Кнафея) и грузинского Католикоса-Архиепископа Петра I. Конечно, Антиохийская Церковь не могла сразу же даровать все права Грузинской автокефальной Церкви. Были поставлены условия: поминовение на богослужениях имени Антиохийского Патриарха, ежегодная материальная подать от Грузинской Церкви, взятие из Антиохии св. Мира и др. Все эти вопросы были разрешены в последующие времена. Поэтому историки и расходятся в своих мнениях относительно времени дарования автокефалии.
Грузинская Церковь получила автокефалию в 7 веке от Антиохийской Церкви, в юридическом подчинении которой она и находилась. В юридическом подчинении Константинопольской Церкви Грузинская Церковь никогда не находилась. На Черноморском побережье Грузии после проповеди св. апостолов Андрея Первозванного и Симона Кананита многие приняли христианство; здесь даже были основаны епархии. Например, в актах Первого Вселенского Собора среди прочих епископов упоминаются Стратофил, епископ Пицундский, и Домнос, епископ Трапезундский. Имеются последующих веков сведения, что епархии западной Грузии некоторое время подчинялись Константинопольскому престолу.
Как же обстояло положение в восточной Грузии?
Царь Мириан после проповеди и чудес Св. Нины, уворовав во Христа, посылает делегацию в Константинополь, чтобы было прислано духовенство. Миновать Константинополь и императора св. Мириан никак не мог, так как это был не только религиозный вопрос, но и акт большого политического значения. Кто же прибыл из Константинополя? Имеется два мнения.
1.Как говорит летопись «Картлис Цховребо» и история Вахушти, из Константинополя прибыли епископ Иоанн, два священника и три диакона.
2. По свидетельству Ефрема Малого Философа (XI Б.) и по указанию Рунсс-Урбнисского собора (1103 г.), в Грузию прибыл по повелению имп. Константина Антиохийский Патриарх Евстафии, который поставил в Грузии первого епископа и совершил первое крещение грузин.
Вероятнее всего эти два сведения взаимно дополняют друг друга. Нужно думать, что Антиохийский Патриарх Евстафий, прибыв в Константинополь, который миновать он никак не мог, получив от императора соответствующие указания, рукоположив епископа Иоанна, священников и диаконов, прибыл в Грузию и основал Церковь, С этого же времени Грузинская Церковь и вошла в юрисдикцию Антиохийского престола».
————————————————————————————————————
ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
(по курсу лекций проф. МДА К.Е.Скурата «Поместные Православные Церкви»)